А зачем их учить – только мучить?
«Инвестиции в знания всегда приносят наибольший доход»
Бенджамин Франклин
1. Какие результаты вы хотите получить от обучения?
2. Кого хотите обучать?
3. Чему конкретно будете обучать?
Начнем отвечать на эти вопросы.
Результаты от обучения могут быть разными и не всегда такими, какие хочет руководитель салона, т.к. здесь, как и в жизни, есть ограничения.
Важно понять, какие задачи или проблемы салон хочет решить с помощью обучения. Итак, перечислим некоторые результаты обучения:
· Новые умения и навыки персонала в области взаимодействия с клиентами.
· Навыки работы с «трудными клиентами», умение разрешать конфликты.
· Введение и закрепление стандартов сервисного поведения.
· Навыки продаж, навыки «сложных» продаж, умение работать с возражениями, жалобами клиентов.
· Умение эффективного взаимодействия в коллективе.
· Введение системы наставничества.
· Эффективная командная работа.
Результат от обучения актуально определить еще для того, чтобы после обучения понимать – достигли ли с помощью обучения изначально поставленных целей или обучение «прошло впустую»?
Дальше надо определить – кого именно вы будете обучать? На кого салон готов потратить время и деньги и на кого руководитель «делает ставку» в дальнейшей работе? В этом аспекте существует правило – обучение и развитие взрослых людей происходит только при их желании, «насильно», «по воли» руководителя сотрудник не обучается; сотрудник придет на обучение, даже «сделает вид», что учится, но он просто не усвоит информацию, и не будет применять знания на практике. Что же делать, если коллектив не хочет обучаться? За этим вопросом всплывает огромное количество причин и деталей, иногда в каждом салоне выявляются свои причины. На наш взгляд, причины следующие:
· Отсутствие ценности обучения в глазах самого собственника, руководителя салона. Такая «не значимость» обучения у руководителя незаметно транслируется в коллектив и распространяется на всех сотрудников.
· Ошибки в рекрутинге сформировали коллектив, «далекий» от развития и обучения.
· Разногласия и конфликты в коллективе, отсутствие авторитета руководителя – отсюда нежелание сотрудников проходить обучение – они не видят смысла в обучении.
· Есть «горький осадок» от прошлого обучения, которое прошло неудачно и\или результаты обучения неудовлетворительны.
Не устранив эти причины, любое обучение выливается в невозвратные вложения. Здесь уместно сказать об еще одном правиле корпоративного обучения – если компания не имеет систему удержания персонала, если текучесть кадров превышает все нормы, то любое, самое замечательное, самое инновационное обучение салон делает для конкурентов.
Если руководитель салона определился с целями и результатами обучения, составил список тех, кого он будет обучать, далее необходимо понять – чему конкретно будут обучать сотрудников. Эту конкретику адекватно скажет вам только профессионал в области обучения (тренер, специалист по обучению). Именно его первостепенная миссия - перевести цели, задачи, проблемы салона на язык учебных программ, составить программу и план обучения, определить методы обучения.
Итак, обучение прошло. Что дальше? А дальше самая ответственная и длительная часть - приложение полученных знаний и умений на практике, на конкретном рабочем месте, в вашем салоне. Руководителю необходимо обеспечить сотрудников возможностью воплощать полученные знания, пробовать их, а в течение некоторого времени дать им право совершать ошибки и оказывать им поддержку в виде посттренинговых мероприятий, план которых вы должны составить совместно с тренером, проводившим обучение сотрудников.
Далее необходимо внедрить систему контроля за применением знаний, умений. В систему контроля входит:
· соблюдение дисциплинарных правил,
· выполнение стандартов и правил сервисного поведения,
· наблюдение и обратная связь от руководителя,
· проведение собраний,
· разбор «сложных случаев»,
· при необходимости – отчетность.
Контроль – это цементирующая основа любого процесса в компании. Без контроля все начинания в обучении закончатся сразу же после процесса обучения. Ведь важно не обучение как таковое, а применение того, что сотрудник получил на обучении, в практическую, реальную работу в салоне. Именно за это вы и платите, именно в это руководитель, собственник и вкладывает денежные и временные ресурсы.
От качественного корпоративного обучения руководитель получает коллектив, нацеленный на единый результат: удовлетворенность клиента и формирование постоянных клиентов. И тогда в процессе работы неважно, кто именно уберет использованное полотенце или предложит вошедшему клиенту присесть.
Обучение приносит результаты только тогда, когда собственник, директор сам разделяет ценность обучения, т.е. обучается сам, вкладывает в это деньги и время.
Подводя итог, приводим «памятку» руководителю по вопросам обучения:
Когда обучение в салоне необходимо
|
Когда обучение в салоне противопоказано |
Конкуренты «наступают на пятки». Вы расширяете деятельность салона. Выручка салона резко упала или падает» медленно, но «верно» в течение длительного периода. Вы статистически видите, что теряете клиентов. Количество жалоб от клиентов увеличивается. Вы хотите перевести разовых клиентов в постоянных. Вы хотите увеличить прибыльность салона.
Вы хотите повысить продажи «отстающих услуг». |
Вы сами не верите в эффективность и важность обучения. Текучесть кадров выше нормы. Присутствует недобор сотрудников. Отсутствует система удержания сотрудников. Вы управляете салоном «время от времени» или «с чужих слов». Вы совмещаете роль руководителя и мастера, специалиста в салоне.
Вы не готовы вкладывать время и деньги в длительное обучение |
Григорьева Ирина Сергеевна
психолог, специалист по управлению персоналом
дипломированный менеджер Open University UK
Серых Елена Олеговна
бизнес-тренер, опыт работы более 9 лет
специалист по оценке и обучению персонала
сертифицированный коуч по стандартам ICF, психолог