starvac 2017.jpg

uniq2.jpg

баннер_histolab_сайт.jpg

БАНЕР ВСЕ.jpg




 


  


 


 

Григорьева И.С., Серых Е.О. Психология управления персоналом салона


«Не с собаками, не с обезьянами имеет дело руководитель,
а с людьми, только с людьми.
Его единственное назначение в качестве руководителя
– побуждать к работе других людей».

Ли Якокка, «Карьера менеджера»

Управление сотрудниками в индустрии красоты отличается от управления в других видах бизнеса тем, что собственник вносит значительный вклад и ресурсы в оборудование, технологии, современные материалы, общий дизайн, но управляет персоналом по остаточному принципу.  Отсюда, возникают сложности в различных аспектах управление персоналом, которые, наслаиваясь друг на друга, создают управленческие проблемы для директоров салонов красоты, парикмахерских (может быть не создают управленческие  проблемы, а как-то по-другому написать, предложение сложно для восприятия) . Наиболее актуальными  на сегодня проблемы такого порядка: Я бы выделила несколько проблем, с которыми руководители предприятий индустрии красоты наиболее часто сталкиваются в своей практике. 

·         Эффективное взаимодействие с новыми сотрудниками. Если можно расшифровать, на мой взгляд, любое эффективное управление не является проблемой. 

·         Эффективное взаимодействие со «старыми» сотрудниками – «звездами». Может эти два пункта говорят о том, что при приходе на работу новых сотрудников, что-то меняется в отношениях со старыми, тогда это надо объединить в один пункт и дать комментарии, как в последующих пунктах. 

·         Управление сотрудниками салонного бизнеса происходит по принципу «тушения пожаров» - управление при «форс – мажорных» ситуациях (например, неожиданный уход ведущего мастера; выдвижение сотрудником требований к руководству; невыполнение задач, поручений директора без объяснений причин). 

·         Управление сотрудниками исходя из личных предпочтений и симпатий к сотрудникам. Отсюда складываются как «личные отдельные отношения с каждым отдельным сотрудником», так и отношения по условиям труда, а далее эти работники начинают диктовать свои условия. 

·         Отсутствие системных взаимоотношений с персоналом создают питательную почву для внутренней конкуренции и для скрытых конфликтов. Это подрывает главный процесс работы компании – «процесс принесения выручки». 

·         Если директор «не правильно» совмещает функцию руководителя  и работу мастера  в салоне,  то его роль как директора «размывается», авторитет снижается, управляемость сотрудниками падает. 


Все эти проблемы относятся к области психологии человеческих отношений и психологии управления сотрудниками.

Для профилактики и решения перечисленных проблем существует единственный способ: системный подход к управлению персоналом салона, с учетом психологии управления! Вот так просто. А попробуй сделать?! 

Об управлении персоналом стоит говорить только в разрезе системного подхода, т.к. единичные, временные меры воздействия на коллектив ваших сотрудников, дают вам только головную боль и деньги, выброшенные на ветер.

·         система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство. Система управления персоналом – это система, в которой реализуются функции управления персоналом: (я думаю термины в статьях для глянца  можно не писать, Это определение очень трудно для восприятия;  

·         подбор, найм, увольнение персонала;

·         адаптация и обучение;

·         оценка работы персонала;

·         развитие персонала;

·         стимулирование  и мотивация работы персонала. 

Системность подразумевает, что эти функции невозможно реализовать отдельно друг от друга, и что эти функции взаимосвязаны. И только осуществление всех этих функций параллельно дает возможность сделать труд коллектива эффективным, результативным, а компании  - реализовать свои бизнес – цели. 

Таким образом, все мероприятия, формы, методы управление персоналом призваны содействовать компании быть результативной и достигать своих тактических и статегических целей. А это: 

·         Качественное и своевременное формирование кадрового ресурса

·         Эффективное использование потенциала сотрудников

·         Обучение и развитие сотрудников для поддержания конкурентоспособности организации

·         Обеспечение необходимого стимулирования персонала для стабильности их производительности (как минимум) и для повышения производительности (как максимум). 

Давайте разберем, как принципы системного управления персоналом решают наболевшие проблемы салонного бизнеса. 

Обостренная внутренняя конкуренция и скрытые конфликты, отсутствие авторитета руководителя и построение «личных отдельных отношений с каждым отдельным сотрудником» - все это элементы несистемного подхода к управлению салоном. 

Предлагаем первые шаги к системному подходу для решения этих «больных точек». 

1.    Начните качественную работу по подбору и найму сотрудников (рекрутинг). Рекрутинг – это формирование главного ресурса салона – человеческого. Формируя персонал салона, вы делаете фундамент для дальнейшей работы с ним. Можно сказать метафорически, рекрутинг – это сбор стройматериалов для планируемой стройки дома. От правильного количества и необходимого качества материалов зависит состояние дома, от особенностей материалов зависит и их использование в процессе стройки. Подбор персонала - ключевой вид деятельности в области управления персоналом, это база, «начало начал» на основе которой формулируются другие направления работы с сотрудниками салона. Подбирать людей вы должны исходя из стратегических, а не тактических целей  вашего бизнеса и ни в коем случае исходя из принципа «знакомства», «хорошего человека», «жалко девушку» и т.п. В общем, брать людей себе в салон надо, думая, каким образом они принесут компании пользу и результат. Сформировав надежный и профессиональный штат сотрудников, вы смело можете формулировать правила и принципы их работы. 

2.    Разработайте единые правила внутренней трудовой дисциплины: уход, приход на работу, подготовка  и уборка рабочего места, правила работы с материалами и оборудованием; правила перерывов. 

3.    Составьте четкий, понятный, согласованный с сотрудниками, график смен; утвердите принципы  и процедуры замены смен, сотрудников, отгулов. 

4.    Сформулируйте принципы работы с клиентами и расскажите их своему персоналу, далее это может породить стандарты клиентского сервиса в салоне, но для начала, принципов и основных подходов работы с клиентами достаточно. 

5.    Все корпоративные правила должны быть в письменном виде, должны быть изучены персоналом и быть у них на виду, в доступе. Самое главное, что эти правила и принципы едины для всего персонала и нацелены на единую цель компании – например, «получение прибыли с помощью оказания качественных услуг клиентам». 

6.    Введите в компанию правило собраний коллектива.  Собрания должны носить четко целевой характер: подведение итогов, результатов работы за период и планирование дальнейшей работы салона. На таком собрании важно обсуждать как достижения сотрудников и отмечать лучшие результаты, так и говорить о потерях и недочетах и об их устранении. Обязательно  приводите цифры и факты на собраниях, но помните и об эмоциональной стороне вопроса: поддержка сотрудников, помощь в сложных клиентских случаях. Периодичность собраний может зависеть от ваших бизнес – процессов, однако, эти собрания должны быть регулярными, тогда персонал привыкнет к этому и у коллектива войдет в привычку обсуждать происходящее в салоне не в «курилке» между собой, а в коллективном режиме и даст возможность персоналу вовлечься в жизнь салона, а наиболее активным сотрудникам проявить себя. 

7.    Внедрите систему контроля  в работу сотрудников:

- для начала точно обозначьте, что именно вам необходимо контролировать в работе салона. Это может быть выполнение правил, которые утвердили в компании: дисциплинарные трудовые правила, правила работы с оборудованием и материалами, принципы и стандарты работы с клиентами.

- какими методами будете контролировать? Существуют следующие методы контроля:

Прямой надзор  - наблюдение за работой и поведением сотрудника, наблюдение в свободной форме или формализованной (с использованием оценочного бланка).

Технический контроль -  контроль с помощью технических средств.

Административный контроль – отчетность, документация.

Общественный контроль – собрания коллектива, отзывы от клиентов, отзывы от коллег.

Самоконтроль – самонаблюдение, самоотчетность сотрудника. 

3. Кто контролирует работу сотрудников?

4. Когда контролировать работу сотрудников? Выделяют несколько видов

контроля:

Упреждающий контроль - Перед выполнением установленных правил и принципов,  т.е. это дополнительный инструктаж сотрудников, ответы на их сложные вопросы, предупреждение об особенностях оборудования или материалов. Например, салон с 1 мая переходит на новые материалы для окрашивания волос, они требуют большего времени для работы, чем предыдущие. С учетом этого, необходимо распределить время записи клиентов с большими интервалами времени. Упреждающий контроль, в этом случае,  состоит в том, что администратор должен проверить записи клиентов на последующие дни в зависимости от этой особенности нового материала. 

Сопутствующий контроль - Во время непосредственного выполнения работы сотрудником.  Суть этого контроля в том, что когда в процессе работы возникают проблемы, то их  немедленно отмечают и изменяют процесс деятельности в правильном направлении. 

Контроль с обратной связью (feedback)После выполнения работы сотрудников. Контроль проводится после процесса деятельности, сотруднику дается обратная связь с целью либо отметить результаты, либо их скорректировать. 

Выполнение этих рекомендаций  и будет вашим первым шагом на пути к системному управлению сотрудниками в салоне с учетом психологии человеческих взаимоотношений. Такой подход даст вам возможность реализовать цели компании, создать рабочую атмосферу в коллективе и сделать салон конкурентоспособным и привлекательным для клиентов.

Григорьева Ирина Сергеевна
психолог, специалист по управлению персоналом, дипломированный менеджер Open University UK

Серых Елена Олеговна
бизнес-тренер, опыт работы более 9 лет;  специалист по оценке и обучению персонала, сертифицированный коуч по стандартам ICF, психолог